Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении

 

Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении

 

 

Дети с ОВЗ или с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории: - с нарушением слуха; - с дисфункцией речи; - с патологией опорно-двигательного аппарата; - с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития; - с поведенческими расстройствами и нарушением общения; - дети с сочетанными, сложными нарушениями развития

 Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

В нашем учреждении функционируют 2 компенсирующей направленности

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения:
- создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
-осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ Адаптированной образовательной программы и ее интеграции в образовательном учреждении.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими дошкольное образовательное учреждение.
- Сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
- Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
- Разработка и реализация индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ
- Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по Адаптированной образовательной программе
- Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
- Проведение промежуточной диагностики и анализ усвоения детьми Программы 
- Консультирование родителей

 Образовательный процесс для детей с ОВЗ, (ОНР) 5-7 лет проводится по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ. Построение образовательного процесса основывывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Предметно-развивающее пространство разнообразное, мобильное, меняется в соответствии с лексической темой. В группах имеются логопедические уголки, где находятся картотеки словесных игр, картотеки игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотеки предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.

Направления коррекционной работы в группах компенсирующей направленности:

                                       Коррекционная работа с детьми

                                Развитие познавательной активности

                           Работа над развитием основных психических процессов

                          Коррекция недостатков эмоциональной сферы

                           Формирование коммуникативной деятельности

Преодоление нарушений речевого развития

Коррекция двигательной сферы

диагностика

Артикуляционная моторика

звукопроизношение

Крупная моторика

Фонематическое восприятие

Мелкая моторика

Общие речевые навыки

 

Лексико-грамматический строй

 

Связная речь

 

 Профессиональная взаимосвязь всех специалистов ДОУ ( учителя-логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, ) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя возможна при условии:
-совместного планирования работы;
- выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач.
В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Только в этом случае коррекция недостатков у дошкольников с ОНР и дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.
Успешное преодоление недоразвития у дошкольников коррекционных групп возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

Учитель-логопед:
- диагностирует уровень развития речи;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии, сказкоперапии, логоритмики и др.

Педагог-психолог:

- Организует взаимодействие педагогов;

- Оказывает методическую помощь учителю – логопеду, воспитателю в разработке индивидуального маршрута развития ребенка;

- Проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

-  Организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

- Повышает уровень психологической компетентности педагогов ДОУ;

- Проводит консультативную работу с родителями.

Воспитатель:
- проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников

Успешному обеспечению коррекции нарушений, развития различных категорий детей, способствует созданная в детском саду развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая требованиям стандарта дошкольного образования. Она наполнена современным занимательным оборудованием, центрами развивающих игр.

 

Образовательная деятельность проходит на основе партнерских взаимоотношений с детьми, где гармонично сочетаются развивающие и коррекционные подходы в обучении.

 

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 22.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»